Общение подростков со сверстниками
Главная / Подростки / Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками — очень особая и отдельная сфера жизни любого подростка она чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний — которые берутся из реальной жизни с которыми они сталкиваются каждый день.

Общение подростков со сверстниками

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно многими учителями, которых большинство. Сами подростки считают свои переживания по этому поводу наиболее типичными, а также очень значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение взаимоотношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры. В частности, подросток может найти компанию сверстников, из-за которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно где отвечает за свои поступки. Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем. Следует внимательно обратить внимание на те жизненные обстоятельства, что для них важно не просто находится рядом со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы отвечало их притязаниям. Для одних это желание быть лидером, для других — пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков по компаниям своих сверстников, с другой стороны — их простая недисциплинированность и даже правонарушения из-за неумения добиться желаемого положения в таких компаниях.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

Пятый класс — доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

Шестой класс — основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

Седьмой по восьмой класс — возникает потребность подростка в автономии в группе определенных сверстников, где происходит поиск признания ценности своей личности в глазах окружающих товарищей.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания.

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно и приемлемо. Всего подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность, знания, смелость, самообладания.

Популярность подростка в классе обеспечивается

— Наличием положительных качеств, класс ценит

— Ценностным единством подростка и класса

— Адекватной или чуть пониженной самооценкой.

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, свысока.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, преданность, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к преимуществам, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами, самостоятельностью ).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широкое, противоречивое, пестрое и неустойчивое. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимания. Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя следующие функции:

— Выступает источником возникновения новых интересов

— Развитие самооценки, а также самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом

— Обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки

— Возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами

— Формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях

— Формирование рефлексивного отношения к отношениям

— Формирование идеала дружбы

— Познания внутреннего мира своего и других людей

— Приобретения умений влиять на поведение другого

— Овладение практикой личных взаимоотношений.

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В пятых по шестой классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек. Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек — буйством.

В шестом по седьмой классах начинается общение — подростки обсуждают вопрос «кто кому нравится», характерны обмен «новостями» личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В седьмом по восьмой классах возникают разнополые микро группы, дружба девушек и юношей. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

Заключение о взаимоотношениях подростка с окружающими:

— Во взаимоотношениях с взрослыми у них обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям

— Взрослый человек должен постараться стать инициатором нужных изменений в их отношениях.

— Основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между общением взрослого к подростку. Отношение как к маленькому ребенку и ущемление понимания о степени его собственной взрослости

— Преодоление любого конфликта, всегда проходит через обретение определенной степени его самостоятельности, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему где позволяла бы взрослому влиять на него как на личность

— Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности

— Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем. Общение подростков со сверстниками важный момент для формирования будущей личности.

Информационный проект полезные советы, очень надеется, что вы найдете здесь нужные, хорошие, умные ответы, а так же интересную информацию.

© Все права защищены, материалы журнала женский мир могут использоваться только с разрешения владельца сайта.

Самые интересное читайте далее...

Поделись этой страничкой с друзьями

Оставить комментарий