Главная / Подростки / Самосознание подростка развитие личности

Самосознание подростка развитие личности

Самосознание подростка

Развитие самосознания личности это важный жизненный этап. Изменения в самосознании, составляют основные новообразования в психике ребенка, который начинает осознавать себя как личность — члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения, которые происходят в структуре личности самого подростка, непосредственно предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых.

Самосознание подростка

Происходит переориентация с норм и ценностей детского мира в взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль при овладении ребенком позицией взрослого.

Он не сразу осознает изменения своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании личности — чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым.

При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы ребенок был однозначно уверен — своей взрослости. Ребенок осознает, что не совсем еще взрослый, у него еще есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживаний.

Самосознания личности и чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении многих наших чад. Взрослость субъективно связывается им не так с подражанием, как с вхождением в мир взрослых. Потом, по прошествии времени, подросток пытается многое понять, занять свое место взрослого в жизненной системе реальных, конкретных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужество, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позицией.

Ведущей деятельностью, при которой формируется центральное новообразование развитие самосознания личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях с взрослыми, так и со сверстниками.

Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для него важную, особую значимость. Там он может по полной мере чувствовать себя взрослым — самостоятельным и независимым. Развитие самосознания личности

Самосознание подростка осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению. Поэтому ведущая функция самосознания подростка Социально-регуляторная.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения, а также взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом.

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценивание поведения и деятельности ученика. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышены. Такие подростки склонны к Аффектов — эмоциональных взрывов, например, когда учитель ставит ему оценки, ниже ожидаемых.

Время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. На развитие самосознания сильно влияют условия при психологически неправильной оценке учителем, возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценкам. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельности.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека — сначала внешние, а затем внутренние.

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе ровесников, то боится выглядеть «на высоте», у него возникает робость, неуверенность.

Для подросткового возраста, самосознанию свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой воли.

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей.

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

— Подросток начинает осознавать себя как личность — члена общества и участника межличностных отношений;

— Центральное новообразование в самосознании — чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть — считаться взрослым.

— Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности, выступает интимно-личностное общение.

— Ведущая функция самосознания подростка — социально-регуляторная.

— Для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитание.

Самосознание подростка

Информационный проект полезные советы, очень надеется, что вы найдете здесь нужные, хорошие, умные ответы, а так же интересную информацию.

© Все права защищены, материалы журнала женский мир могут использоваться только с разрешения владельца сайта.

Самые интересное читайте далее...

Поделись этой страничкой с друзьями

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

1 × 3 =